«Про Красную Шапочку»: славянское фэнтази в Галантном Веке

Итак…фильм «Про Красную Шапочку» — от фабулы Шарля Перро (человека эпохи Луи XIV) в том фильме нет ничего, кроме самих героев — Красная Шапочка, бабушка, волки. «Маленькие дети, ни за что на свете…!» И вообще, это не сама сказка, а, собственно, сиквел… Одним он нравится, другим он кажется слишком затянутым. Одни считают, что в фильме — много прекрасных находок, других раздражает широкая улыбка Яны Поплавской. Между тем, фильм любопытный, не сказать — концептуальный.

1. Языческая община.

Ну, то что в кадре — вовсе не Франция XVII века и не эпоха Шарля Перро — ясно. В фильме, снятом на «Беларусьфильме», явно славянский мир — это видно и по одежде, и по орнаменту, и по блинам. И даже по тем свистулькам, которые делает бабушка Красной Шапочки. Некоторые из них похожи на ритуальные фигурки, встречающиеся в книжках Б.Рыбакова о древних славянах.
Более того — живут все эти люди сплочённой общиной, причём, степень сплочённости на племенном, «первобытно-общинном» уровне. Даже дети воспитываются все вместе и отдельно от взрослых. Так сказать, в ожидании инициации. Если бы Красная Шапочка (в гольфах) не делала бесконечные реверансы и не покупала бы на ярмарке барочное зеркальце, можно было бы предположить, что действие происходит в каком-нибудь VII веке.

Если Вы помните, живут все эти люди на берегу моря и вообще, по укладу ближе к западным славянам. Это важно.

2. Кто такая Красная Шапочка?

Она неуязвима (уже ели волки, а ничего), спокойно ходит через лес, и, явно, обладает какими-то возможностями. Очень странен диалог детей со своим дедом-воспитателем в самом начале фильма:

-Третьего дня я с ней дудкой менялся.
-Она сидела на крыше.

Речь идёт о бабушке Красной Шапочки. Причём, обе стороны считают, что они правы. Этот разговор совершенно не нужен по ходу фильма — он ничего не объясняет и ни на что не влияет по сюжету. Он создаёт странную картину — бабушка была в двух местах одновременно… Дальше — больше. Считается, что представительница третьего поколения незамужних девушек рождается ведьмой (то есть, ведуньей, наделённой тайными умениями и знаниями). Если Вы помните, при бабушке и маме Красной Шапочки нет мужей. Может, они и были, но их задрали волки (или убили при задержании менты), но по фильму их нет и, судя по всему, не было. К тому же, бабушка Красной Шапочки живёт одна в лесу, это в то время как люди живут более чем сплочённой общиной. Ведьма?

А, возможно, Красная Шапочка и не ведьма, а нечто более интересное… Итак, западные славяне, чей верховный бог — Свентовит (Святовит). Символический цвет Свентовита — красный: его храм был увенчан красной кровлей. То есть, героиня выделена из остальной массы детей и взрослых именно красной шапочкой — символом Свентовита. Конечно, я могла бы пойти и дальше, показав сакральный смысл пирожков, ибо как сказано у Б.Рыбакова в «Язычестве древних славян» (Гл.VIII): «Святовит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядовым действием было изготовление огромного пирога».

Но в показанном мире язычество, отнюдь, не абсолютное — в нём есть католическая религия. Помните, волки крадут одежду кзендзов (вероятно тех, которые уже настроились охмурять Козлевича). Скорее всего, политеизм тут соседствует с христианством.

3. Волки-оборотни.

В фильме волки ничем не отличаются от людей, кроме той стильной рванины, которую они носят в качестве одежды — могли бы в таком виде петь репертуар «Doors» или Janis Joplin — было бы неплохо. Волки острят, обижаются, пишут на заборе мелом (умеют же!), переодеваются в лесорубов, ксендзов и дам с зонтиками. Они — люди, считающие себя волками. У всех европейских народов был мифологический персонаж — вервольф, волкодлак и т.д., то есть человек, при особых обстоятельствах превращающийся в волка. В общем, вервольфы хотят выкрасть жрицу Свентовита.
…В результате всего, сказка эпохи Людовика XIV превращается в славянское фэнтази.

4. Галантная эпоха.

Однако время действия вовсе не раннее средневековье, не какое-нибудь там «время Бусово», отнюдь. Красная Шапочка попадает на территорию дворца или имения, где проживает семейство, одетое по стилизованной, но узнаваемой моде XVIII века. (хотя, конечно, если быть точной, у дамы причёска николаевской эпохи). Кто это может быть? Скорее всего, верховный правитель данной местности. Дело в том, что его девиантный ребёнок в конечном итоге произносит странную фразу: «Я не мальчик, я девочка». Опять-таки, по сюжету эта фраза совершенно не нужна. Но, если её папаша, который там ходит с лорнетом в розовых кюлотах — местный племенной вождь, ему нужно иметь задекларированного сына-наследника.

Далее — местный волхв-звездочёт (или верховный жрец?) тоже одет вполне в духе XVII-XVIII столетия. Если убрать помпоны, можно подумать, что это сэр Исаак Ньютон. А ещё там были такие брутальные охранники с лицами инстпекторов ГАИ — но и те тоже при париках и кюлотах. Галантный Век, короче.

5.Антиреклама курения.

Как известно, любой советский фильм нёс много самых разных смысловых нагрузок и то, что мы сейчас называем социальной рекламой всегда привествовалось цензорами. В «Красной Шапочке» есть целый фрагмент, посвящённый антирекламе курения. Отрицательному герою волки дают курительную трубку, причём подчёркивается, что сами они этим не балуются. «Это только в сказках волки дымят!» — восклицает герой Владимира Басова, подразумевая, видимо, Волка из «Ну, погоди!» с его знаменитой папиросой. В результате обкурившися ребёнок становится настоящим «овощем». «Вот, до чего доводит курение!» — произносит Яна Поплавская с таким уверенным видом, как будто рекламирует сыр Hochland или тушь Maybelline.

6. Детские игры взрослых людей.

Детские фильмы делают взрослые люди и, разумеется, если они умные, они создают сюжеты, одинаково интересные и детям, и их родителям. Для этого, они вкладывают в уста персонажей самые разные приколы, которые могут оценить только родители. К примеру, персонаж Владимира Басова постоянно философствует: «Смотри, толстый, это — люди!» Типа, недаром мы их не любим. А ещё у него присказка — «После бала». Расплатимся после бала, поделим после бала и так далее. Толстый волк (Николай Трофимов) и его маман (Галина Волчек) вообще ведут потрясающие диалоги. «Мамаша, я вами удивляюсь» — это ж просто Одесса-мама чисто по звучанию.

Конечно, можно без этого. Можно просто смотреть кино и не заморачиваться, не придумывать. Но так же — интереснее. И большая просьба — не принимать вышесказанное всерьёз — это всего лишь игры разума.

Добавить комментарий