Трудно понять, каким же он был — Древний Египет. Земля таинственная, загадочная, до сих пор не изученная. Там к зеленым нильским водам спускались садами великолепные дворцы, голубели льняные поля, застенчиво жались у дорог тростниковые лачуги, плыли изукрашенные лодки вельмож, и смуглые гребцы мрачно тянули ритмичную однотонную песню на таинственном языке… Жители той страны отличались особой формой головы, тонким пониманием прекрасного, и, как утверждали все завоеватели этой земли — от эллинов до арабов, — умением колдовать. Но, как бы там ни было, многое их роднило с нами: они жили и умирали, радовались и ненавидели, ели и спали, любили и занимались сексом.
Вот, например, текст из папируса Эбера настаивает, что если муж уважает свою жену и собирается зачать дитя, то он должен любить ее в позиции «глаза в глаза» — то бишь в той, в которой викторианским леди было еще и запрещено двигаться. Египтянкам двигаться не возбранялось, но в то же время отмечалось, что только наложницам к лицу чрезмерная прыть в любовных утехах. Надо думать, древнеегипетским супругам, уставшим от благопристойности, сами боги велели заводить этих самых наложниц. Ну, а те, кто победнее, довольствовались блудницами — ибо в них не было недостатка, особенно в периоды экономического подъема и, как ни странно, войн.
Само собой, и жена вскоре начинала скучать от притворства перед своим господином и тогда утешалась в объятиях какого-нибудь раба (кстати, для этих дел — как свидетельствует текст середины II тысячелетия до н.э. — дамам особенно рекомендовалось брать нубийцев ввиду их выносливости и неутомимости). Роль утешителя также нередко доставалась мужниному другу. В поэтической форме об этом сокрушается некто Хеканахт, доверивший свои скупые мужские слезы папирусу: «ты, кто ел и пил в моем доме, и был как брат мне… ты вонзил стрелу в живот мне, сойдясь с женой моей на ложе»… В утешение бедолаге Хеканахту можно заметить, что мало изменилось на свете за три тысячи лет, и он точно не одинок в своей печали.
Любопытно, что если в качестве «оружия соблазна» высоко ценились различные дополнительные средства — ароматы, одежда, прическа (или парик — в эпоху Нового Царства), то к полной наготе жители Та Кемт (Черной Земли) относились, похоже, равнодушно: дети лет до десяти, а также рабы зачастую обходились даже без набедренной повязки. Покинутая наложница выражает это в песне: «…и снял он с меня дорогие одежды, и сандалии, и ожерелья — и отнял красоту мою…» Можно догадаться, о чем в большей степени сокрушается дамочка, но, в общем, дело так и обстояло. Голой коленкой древнего египтянина было не обольстить.
Например, инцест. Сожительство и даже браки отцов с дочерьми, сестер с родными братьями, дядей с племянницами было довольно широко распространено в среде знати. Понятно, что частично при этом соблюдались имущественные интересы, но, главным образом, люди брали пример с царского семейства. А в царских семьях это активно поощрялось жрецами, которые продвигали идею о «чистоте» крови. Теперь-то ясно, что неоднократное кровосмешение ведет к душевным болезням потомков и многим другим недугам. Естественно, слабоумным и просто больным человеком управлять легче, чего жрецы, собственно, и добивались. И моральные качества «участников» инцеста были абсолютно ни при чем: так, умный, прогрессивный, замечательный во всех отношениях фараон Эхнатон — между прочим, муж прекраснейшей Нефертити — был при ее жизни женат на их второй дочери.
Другим довольно странным явлением был обычай насилия над побежденным противником — в плену или прямо на поле боя. Насилия — в буквальном смысле. Трудно представить, что уставшие от боя мужчины — нормальные мужчины, имеющие жен и любовниц, — насиловали других мужчин в знак превосходства и в силу традиции… Бог Озирис, подвергнутый попытке подобного оскорбления в гостях у братца Сета, возмущается, что брат собирался поступить с ним, «как с пленником». То есть с пленником — это вроде бы как нормально. Можно только посочувствовать тогдашним военнопленным и подивиться мощи насильников…
Было и еще кое-что. А именно, ритуальный секс. На закате древнеегипетского государства — как и во все времена упадка — первыми «падали» нравы. Все естественное вызывает в такое время скуку или усмешку: позже таким будет закат эллинизма, падение Рима, угасание Византии, преддверие Ренессанса, галантный век и Прекрасная эпоха…
Тогда в Египте блудницам разрешили одеваться как всем женщинам, потом при многих храмах появились мальчики-«наложницы»… Стало хорошим тоном не иметь ни одного волоса на теле и на голове и носить причудливые парики…
А жрецы, поддерживая веру в древних богов Египта, изощрялись в устройстве чудовищных зрелищ. Самые известные — «соитие с богом» и «оплодотворение Изиды».
Первое заключалось в акте животного, олицетворяющего бога (как известно всем еще со школы, пантеон Египта составляли зверобоги), со специально подготовленной (видимо, одурманенной) девушкой. Бывало, что несчастная умирала в страшных мучениях от свершившегося, а бывало, что гибла в пасти «партнера». Например, специально прикормленный при храме бога Себека крокодил ни в какую не покушался на честь жертвы, а предпочитал съесть. Но это все равно считалось «браком», потому что крокодил утаскивал жертву в укромное место отлежаться — свежее они не едят.
Что до второй мистерии, то она заключалась в том, что некий доброволец-фанатик, одурманенный курениями, исступленными танцами и причудливой музыкой, кастрировал себя самолично, после чего целовал статую богини, а потом — тоже, как правило, исходил кровью.
Эхнатон из любви к Нефертити устроил в стране революцию. Рамзес из любви к Нефертари попрал древние традиции и прославил прекрасную музыкантшу на весь цивилизованный мир. Юная жена фараона Тутанхамона, невзирая на запрет прикасаться к забальзамированному телу, пробралась к нему тайно и положила любимому на сердце цветок — и он сохранился почти три тысячи лет на мумии — такова была сила ее любви… И трогают до слез написанные около 700 года до н.э. стихи неизвестной египтянки: «…нет у меня души — милый унес с собой…»
Трудно понять, какой же он был — Древний Египет.