О том, чего мы не знали

«Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам»
— как сказал однажды Борис Пастернак, вслед Шекспиру.
Не знаю, конечно, что снится мудрецам, но есть вполне очевидные вещи, по поводу которых мы как бы знаем, что это — так, а в действительности все совсем по-другому. И мы чешем затылок и задумчиво говорим: «Надо же, а я и не знал…».
Так вот — о том, чего мы не знали..

Вот разбудить нас ночью и спросить — какое самое большое на свете живое существо?
Кит? Слон? Вы будете удивлены. Самое большое живое существо размером под 900 гектаров, и ему более 8000 лет от роду. Это гриб, растущий в американском штате Орегон. Сама грибница не видна, она под землей, стелется вдоль корней деревьев, постепенно их убивая, и то там, то здесь прорастая невинными стайками медовых грибов.
Представляете, сколько он всего насмотрелся и надумал за 8000 лет? А ведь мы их едим и начинаем думать, как они…

Перейдем к другому концу; от большого к маленькому. Вот все смеются, когда буддисты говорят, что все вокруг — пустота. Однако это — бытовая истина.
Все на свете, включая нас самих, состоит из молекул, а молекулы эти — из атомов. Это всем известно. Но отдаем ли мы себе отчет — как это выглядит на самом деле?
Если представить себе атом размером с большой стадион, то выглядеть он будет так: где-то на самых верхних трибунах будут находиться элементарные частицы велиной с булавочную головку, а ядро атома, вокруг которого они вращаются находится в самой середине поля, величиной приблизительно с маленький орех. Все остальное — абсолютная пустота. Так что правы братья буддисты: все на свете пусто, и это — научный факт.
Или как говорил Демокрит из Абдеры задолго до нашей эры: «Нет ничего, кроме атомов и пустоты; все остальное — наше личное мнение».

Но сколько ни ешь грибов, сколько ни созерцай пустоту, все равно — ничто в мире не остается таким, как было; все постоянно меняется. А до какой степени меняется — мы даже не можем себе представить. Вот мы знаем, что вся европейская цивилизация пошла от этих самых древних греков. И как-то по умолчанию полагаем — ну греки такие же, как мы, и так же они и воспринимали мир.

Увы! Все совсем не так. Древние греки, например, воспринимали небо, не как синее, а как бронзовое.
В их словаре вообще не было слова «синий»; Гомер называет только 4 цвета: черный, белый, желто-зеленый и пурпурный — причем пурпурные у него — и море, и вино, и овцы. У Аристотеля — семь, но тоже не цвета, а градации яркости. Похоже, что там, где мы видим цвета, древние греки воспринимали скорее степени живости, а про цвета и понятия не имели.
А жители Новой Гвинеи до сих пор различают темное и светлое, но слов для обозначения цвета у них нет; а значит — на цвета они попросту не обращают внимания и их не различают.
Видите: раньше мы не знали, что цвета существуют, а теперь — только посмотрите (например, на журнал Vogue или на светофор), как много в нашей жизни на них построено. А что же будет дальше? Мы меняемся, и возникают новые оттенки и ощущения, о которых раньше мы и представления не имели. Представляете — что будет с нами еще через несколько сотен лет?

А вот вам еще одна любопытный орешек.
Начиная с XVII века некоторые самые выдающиеся и любопытные умы человечества задумывались — почему небо ночью черное? Ведь если вселенная бесконечна и содержит бесконечное количество звезд, небо должно было бы быть полностью покрыто звездами, так что ночью было бы так же светло как днем.
Это известно как парадокс Ольберса — по имени немецкого астронома Хайнриха Ольберса, описавшего эту проблему в 1826 году. Но, хотя проблема описана, ответа на нее так никто пока и не нашел. То ли звезд все-таки не бесконечное количество, то ли еще не весь их свет дошел до нас — то ли просто мир устроен как-то совсем не так, как нам кажется.

И вообще — мы до сих считаем, что произошли от обезьяны.
Так вот, даже это не так.
И Homo Sapiens, и обезьяны миллионов лет этак пять тому назад вместе произошли от общего предка — от зверька, похожего на белочку, зверек этот произошел от ежа, а еж — от морской звезды.
Так что выбирайте, кто вам больше нравится в качестве предка — белочка, еж или морская звезда. Или попытайтесь вспомнить — как же все это было на самом деле… .

Да, и кстати говоря о нас, людях — наконец, кажется, подтверждаются до сих пор чисто спекулятивные слухи о разнице между мужчинами и женщинами.
Как известно (не знаю, впрочем, кому — мне, например, это совсем было неизвестно), наш мозг состоит из приблизительно 40 процентов серого вещества и 60 процентов белого. Хорошая аналогия этого — компьютер. Серое вещество — процессор, белое — провода. Чтобы наш компьютер работал, нужно взаимодействие белого и серого отделов.
Так вот — в прошлом году в университетах Калифорнии и Новой Мексики проводились исследования; там сканировали мозговую ткань мужчин и женщин с одинаковым IQ. Результаты всех ошеломили — у мужчин серого вещества оказалось в шесть с половиной раз больше, чем у женщин; зато белого вещества у женщин оказалось в десять раз больше, чем у мужчин. Белое вещество у женщин находилось в передней части мозга, отвечающей за эмоциональный контороль, личность и суждения. У мужчин же там этого самого белого вещества не было вовсе.
Так что похоже, что мозг у мужчин и женщин теперь уже официально устроен совсем по разному. На выходе — те же результаты, но получены они совершенно разными методами.
Но об этом (если будет на то воля Божья!) мы еще поговорим в самом ближайшем будущем.

Однако пора поговорить о чем-нибудь полезном. В чем больше кофеина — в чашке чая или в чашке кофе?
Наконец-то правда стала нам известна. В сухих чайных листьях кофеина больше, чем в кофе, но средняя чашка кофе содержит втрое больше кофеина, чем средняя чашка чая (ибо на ее изготовление уходит больше кофейных бобов). И, кстати, чем темнее кофейные бобы, тем меньше в них кофеина.
Впрочем, о чем это я?.

А еще — мне приходит много писем, в которых люди жалуются на депрессивное состояние. Ну, я никак не врач, но поделюсь собранной по этому поводу информацией.
Есть у нас в теле железы, вырабатывающие химическое соединение «допамин». Когда его не хватает, наступает депрессия. С сожалением скажу, что любые наркотические вещества и даже алкоголь сразу отключают эти железы. Однажды один мой друг, кстати, перестав однажды, в качестве эксперимента, пить водку, с невообразимым удивлением заметил где-то через месяц, что жизнь стала казаться ему значительно более веселой и интересной.

Но недавние исследования показали, что есть надежное лекарство от депрессии — и это вовсе не таблетки, а ходьба и другие физические упражнения. Какой ужас! Полчаса физических упражнений 3-5 раз в неделю уменьшают симптомы депрессии на 50 процентов. Придется сказать по своему собственному опыту, что это — чистая правда.
И еще опыты показывают, что от депрессии спасает медитация. Профессор Ричард Дэвидсон в университете Висконсина решил научно исследовать — что происходит в мозгу при медитации. Так вот, приборы зарегистрировали необычные гамма-волны, возникающие в мозгу медитирующих людей. Он начал разбираться и выяснил, что — при необходимой тренировке — во время медитации мозг выделяет именно этот самый допамин.
Прощай, депрессия! Ну, теперь вы в курсе.

Вот как много всего можно прочесть в книгах. Впрочем, недавно я наткнулся на одно очень любопытное рассуждение по поводу грамотности вообще.
«Чтение — расшифровка написанного текста, сказал философ, — это техника, касающаяся тех, для кого было предназначено это послание. Факт чтения не улучшает наши способности к мышлению, а просто загружает их ненужной информацией, разрушая равновесие личности и ухудшает его реальные, нужные в жизни знания.
Идентификация культуры с письмом и чтением — относительно недавний феномен, и этот феномен является фактором разрушения цивилизаций, сохранявших — в устной форме — наследие знаний и умений, которым много тысяч лет.
Массовое умение читать и писать — орудие пропаганды, оно приносит не так уж много пользы и является мощным орудием уничтожения подлинной культуры, передающейся и существующей в устной традиции. Язык — фундамент культуры — попросту теряет свою силу, будучи записанным символами».

Как хорошо, что мы общаемся по радио живыми словами..

Итак, наша передача подходит к концу. Так что теперь мы знаем больше, чем сорок минут назад. Но повлияет ли это на нас? Ведь, как говорили в средние века: «Разве осел станет мудрым, если поселится в библиотеку?».
Сколько бы мы всего ни знали, знания никогда не принесут нам радости, пока мы не применим их на пользу другим. Если что-то нам и нужно, то это уметь замечать людей вокруг себя, уметь увидеть мир их глазами и, увидев, что им на самом деле нужно — помочь им.
Вот и апостол говорил: «Если я… знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто».

А напоследок расскажу вам историю.
Одного старца спросили: Так как же нам отличить добро от зла?
Он ответил: «Добро — это то, что дает твоему сердцу мир и уверенность, а зло — это то, что повергает тебя в сомнение даже тогда, когда другие люди оправдывают тебя».
Вот этого-то я нам всем и пожелаю, дорогие мои! С Богом!.

Взято: Программа Аэростат от 15 июня 2008 на Радио России

  1. helenforester

    +1, но на радио России таких передач меньшинство…

Добавить комментарий