Слеза комсомолки
«Субботник» на ТВ
Чем стремительнее сокращается зона информационно-аналитического вещания, тем активнее заявляет о своих правах прагматичное ТВ. Новый проект канала «Россия» из этой области – «Субботник» — освящен участием главной Золушки страны и мира Оксаны Федоровой.
Первым джина из бутылки выпустил десять лет назад Андрей Макаревич. Сегодня «Смак» — лишь одна из кулинарных программ, имя которым легион. Изменилась и суть. Макаревича интересовала не столько еда, сколько возможность любезных его сердцу кухонных посиделок. За каждым жестом мэтра — вбивает ли он сырые яйца в горячий рис, режет ли лук (по вертикали, непременно по вертикали), беседует ли с гостем — скрывались черты жизненной философии. Теперь в центр мирозданья помещен благодетель программы. Если Елена Малышева в «Здоровье» пропагандирует какое-то лекарство, будьте уверенны — фирма-производитель неизменно числится в титрах спонсором.
Прагматика — перспективный вектор развития ТВ. Лучшие образцы жанра вроде «Растительной жизни» Павла Лобкова сочетают точное знание предмета с тонким знанием психологии. Худшие, как, например, «Агентство одиноких сердец», работающее под девизом: «Все обещают, а мы женим», демонстрирует в лице ведущей Алики Смеховой так мало профессиональной сноровки и так много презрения к брачующимся, что не всякое одинокое сердце отважится на эксперимент. Главный же двигатель формата — евроремонт, верховное божество новорусского социума. После просмотра серии квартирно-ремонтных программ в человеке, не знающем, что такое фактурная штукатурка, начинает зудеть комплекс неполноценности. Так еще недавно, в пору торжества первоначальных капиталистических ценностей, чувствовали себя зрительницы, не подходящие под заветные «90х60х90». Конечно, подобные проекты не всегда служат руководством к действию. Да и задача у прагматичного ТВ иная: оно не столько информирует, сколько пропагандирует новые стереотипы бытового поведения в условиях революционного переустройства среды обитания.
«Субботник» стоит в стороне от этой столбовой дороги. Он возвращает нас в другую геологическую эпоху, когда важна не дизайнерская марка, а вопросы элементарной сангигиены. Ведущие Оксана Федорова и Ника Ганич отправляются по просьбе трудящихся в обычные московские квартиры с целью сделать обычную уборку. В «Субботнике» все вызывает недоумение — от идеи до исполнения. Непонятна сверхзадача программы: почему нормальные люди (а среди них имеются и юные девушки) сами не в состоянии помыть пол? Непонятен адресат передачи — даже самым бедным слоям населения доступна сода, которой легко оттирается кухня. Непонятен смысл простых рецептов. Наверное, если смешать воду, нашатырный спирт, синьку и чеснок, то выйдет хорошо, не хуже, чем незабвенный коктейль «Слеза комсомолки» у Венечки Ерофеева. А еще можно добавить в стиральный порошок газировку. Но зачем? Очередной ерофеевский «Сучий потрох» — продукт тотального дефицита, какового теперь не наблюдается. Да и вообще в третьем тысячелетии принято ездить на автомобилях, а не на самокатах.
Самая большая загадка — выбор ведущей Оксаны Федоровой. Девушка всем хороша, кроме одного — неукротимой страсти к ТВ. Лучше бы она самозабвенно увлекалась юриспруденцией. Все-таки даже на самом пике радикального авангарда форма не отменяет содержания. Дивная красота Федоровой еще не является гарантией успеха, свидетельство чему «Спокойной ночи, малыши». Напротив, навыки первоклассной топ-модели (статуарность, неподвижность лица, арктический холод во взоре) окончательно закрепощают ведущую, а спасительной в подобных случаях самоиронией она не обладает. Кстати, ее напарница, стилист Ника Ганич, гораздо интереснее Оксаны: у нее хорошая реакция, нормальная речь, она свободна и естественна даже в предложенных неестественных обстоятельствах.
Программа «Субботник» несет на себе забытую печать идеологии. Субботник — торжество коллектива над индивидом. Можно, конечно, навалиться всем миром на одно ленинское бревно, но, как известно, такой способ наведения порядка не приносит особого успеха.
даже не знала, что есть такая передача 😀