Человеческие пороки

Я человек порочный. Как говорится, до мозга костей. К этому печальному (?) выводу я пришел недавно и совершенно неожиданно. Рассказал одной знакомой, давно перешагнувшей возраст, когда «баба ягодка опять», анекдот несколько двусмысленного содержания. Поверьте, что сам анекдот вполне соответствовал возрасту и жизненному опыту этой дамы.
— О-о-о, какой вы порочный, оказывается, — заинтересованно протянула эта женщина. И с нескрываемым сожалением добавила: — А я и не подозревала…
Дело в том, что я и сам не подозревал, пока просто из любопытства не набрал в одной из поисковых систем в интернете слово «человеческие пороки». Прочел и ужаснулся. Пороков этих – тьма — тьмущая, и самое поразительное, что все имеют ко мне самое непосредственное отношение. Нет такого порока, которого бы я ни нашел в себе самом.
Ну и как после этого жить, скажите на милость? У меня же семья, дети, внуки, друзья, знакомые…
Как жить рядом, как общаться с таким средоточием пороков, какое тлетворное влияние я на них окажу?!

Перековаться самому и перековать дорогие мне пороки на чуждые мне добродетели уже не успею, да, если честно говорить, не особенно — то и стремлюсь.
Значит, остается одно — следовать известной мудрости: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к этим обстоятельствам!»
Вот я и решил изменить отношение к собственным порокам на противоположное. Относиться к собственным порокам, как к чему-то абсолютно естественному, нормальному, свойственному всем людям. В конце концовы эти человеческие качества, которые считаются пороками, далеко не всегда плохи.
Взять, например, такой всеми осуждаемый «порок», как ревность. Ах, видите ли, ревность унижает. Почему «унижает», а не возвышает? Мы знаем, что бывает (по крайней мере, говорят, что бывает…) любовь без ревности. Допускаю. Но то, что не бывает ревности без любви,– это точно! Мужчина никогда не станет ревновать женщину, к которой он полностью равнодушен. И женщина не станет ревновать. Какое ей дело до того, с кем, где и как общается мужик, который ей во всех отношениях до лампочки? Следовательно, ревность явный, сопутствующий любви признак!
И еще… Ревность – это чувство, эмоция. И любовь — чувство. И дружба, и зависть, и ненависть. Все это — чувства. Почему же одни — это добродетель (любовь, дружба), а другие – порок (ревность и зависть)? Кто это придумал и почему я должен считать это истиной? Только потому, что так написано в книжках?
Покажите мне человека, который никогда в жизни никого не ревновал. И совсем не обязательно на сексуальной основе. Родители ревнуют собственных взрослых детей к их женам и мужьям, дети ревнуют мать к отцу, а отца к матери, а их обоих — к работе, если эта работа слишком отвлекает внимание от детей. Да мало ли кто и к кому ревнует?
Нет, уважаемые читатели! Ревность — как чувство боли, как сигнал опасности, пусть даже мнимой опасности заставляет всегда быть начеку. Заставляет беречь и охранять, отгонять тех, кто готов положить глаз на то, что принадлежит тебе и только тебе! То, что для тебя дороже всего.
То, что ничего не стоит, — не охраняют, не берегут, не боятся, что украдут или уведут.
Нет, ревность – совсем не порок!
Так, с этим разобрались. Что там у нас еще числится в пороках? Ага, чревоугодие. Разберемся и с этим.
Само это понятие «чревоугодие», т.е. «угождение чреву». Другими словами, желудку. Почему, объясните, «угождать» глазам , созерцая картины на вернисаже , хорошо, «угождать» ушам , слушая музыку, – хорошо, «угождать» носу , обоняя цветы и духи, – хорошо, а угождать желудку – плохо? Дискриминация органов получается… У нас всех по пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Так вот, только два из этих пяти чувств – слух и осязание, не имеют непосредственного отношения к пище. Остальные три – самое прямое отношение. Да от одного созерцания коричневой корочки хорошо зажаренного гуся с яблоками, от одного аромата слюнки потекут. О вкусе я уже и не говорю…
И потом, кому я делаю плохо, кому приношу вред, предаваясь чревоугодию? Только самому себе.
Что, и окружающим тоже? Потому что это ведет к ожирению – бичу современного цивилизованного мира в целом и Америки в частности? Потому что я болею, меня нужно лечить, тратить на это деньги, я менее работоспособен и мобилен? Извините, но я-то тут при чем? Если переедание, чревоугодие — это болезнь, то это нужно не осуждать, а лечить. Если эта болезнь вызвана определенными высококалорийными продуктами с обилием углеводов, то продажу таких продуктов следует сократить до минимума. А если чревоугодие как одна из причин ожирения свойственна сотням миллионов людей, то это уже не моя проблема. Это совсем из другой области. Нет, никогда не соглашусь, что меломан лучше гурмана. Можно, разумеется, забыть воспетое Пушкиным «уже шампанское стремится залить горячий жир котлет» и перейти на овсянку — умирать от голода с целью прожить немного дольше. Как говорил Кафка, через рай порока достичь ада добродетели. Ну, это на любителя. Мне как-то ад ни к чему…
Следовательно, порок чревоугодия ни в коей мере нельзя причислять к порокам. В худшем случае, к заболеваниям, свойственным современной цивилизации.
Разберем еще один порок – зависть. Что это за зверь такой страшный?
Для начала договоримся о том, что мы подразумеваем под этим пороком. Словарь Ушакова, например, трактует зависть, как «…Чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого».
Так что же в этом плохого?! В этом мире все познается в сравнении. Если у моего соседа хороший дом, новый автомобиль и прекрасно воспитанные дети, то какая, в конце концов, разница, что именно побуждает меня добиваться такого же? На этом построен весь капиталистический мир. Завидуют только хорошему. Плохому не завидуют. Никто не станет завидовать болезни, нищете, позору, наставленным женою рогам. Я завидую — следовательно, ПОНИМАЮ, что сосед живет лучше и имеет больше, чем я. И именно это сравнение, это понимание является мотивацией для достижения того, что имеет сосед. Зависть – это не желание иметь больше того, что имеют другие. Зависть – это стремление иметь все то, что уже имеют другие. БЫТЬ НЕ ХУЖЕ!
Был у меня старенький раздолбанный Фордик-Темпо. Кондиционер не работал, заводился через раз и вообще…Но ездил и меня устраивал. Но тут один мой знакомый взял в лиз новенькую Хонду-Сивик. Признаюсь, что завидовал я ему по — черному. Правда, и работал этот знакомый не так, как я, а пахал с утра до ночи. Взял и я вторую работу, и теперь у меня Хонда-Аккорд. Пусть теперь он мне завидует… Без зависти я бы и с места не сдвинулся, а так, горы готов был свернуть.
И, вообще, если применять понятие «зависть» к государствам и странам, то именно зависть – один из двигателей прогресса. Помните, «догоним и перегоним Америку»? Я что-то не припомню лозунга «Догоним и перегоним Гвинею»… Мы завидовали Америке, старались ее догнать… Другое дело, каким образом и что из этого вышло…
Так что и зависть – порок, достаточно сомнительный… Скорее – достоинство. И уж точно – стимул и мотивация!
Всегда был уверен, что быть жадным, – это некрасиво, плохо! А вот щедрым – хорошо. Это меня так родители научили. Тот же словарь Ушакова утверждает, что «жадность или алчность — стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания, стремление к наживе…»
Ну что касается стремления к наживе, т.е. к прибыли, то это, сами понимаете, основа любого бизнеса. Что же касается «стремления удовлетворить желания», то каждый из нас занимается этим всю свою жизнь. От рождения до смерти. Остается понять, что такое «непомерное и ненасытное». Что, кто-то уже установил меру «непомерному» и определил меру насыщения? Современные миллиардеры типа Блумберга, Гейтса, Абрамовича – «насытные» или «ненасытные»? Их постоянная работа над увеличением прибыли, «стремление к наживе» настолько порочны, что вызывает всеобщее презрение? То, что они не раздают все свои богатства тем, кто их не имеет, — это жадность или просто здравый смысл? (Их обширная благотворительная деятельность не имеет никакого отношения к понятию «щедрость»).
Как-то меня один ханыга, попросивший десятку на бутылку, назвал жмотом и жадиной, когда я этого червонца ему не дал. А кто-то из щедрых, видимо, дал. Потому что через пару часов на том же самом месте этот ханыга проломил кому-то голову бутылкой. И его на моих глазах менты грузили в воронок.
Стремление иметь, заработать больше денег и прочих материальных благ, при этом не раздавая их тем, кто работать не хочет, это – жадность? Легко раздается только то, что легко достается!
А как же помощь ближнему, благороднейшее желание поделиться куском хлеба и последней рубашкой? Помощь (в том числе и анонимная) пострадавшим от стихийных бедствий, тонны вещей, передаваемых в синагоги, в Армию Спасения и т.п. А помощь нам, иммигрантам, приехавшим сюда и не имеющим ничего, даже постельного белья? Все то, что называется внутренней потребностью и благородством души?
Простите, уважаемые читатели, за то, что вынуждаю вас прочесть несколько крайне неприятных и горьких строчек. Не спешите бросать в меня камень, а честно и трезво оцените то, что, несмотря на внешний цинизм, является правдой во всем ее неприглядном виде.
Начну с миллиардеров, миллионеров и прочих достойных уважения и зависти людей. Вся их благотворительность, как вы понимаете, тщательно рассчитана и аккуратно списывается с налогов на прибыль. Далее… В процентном соотношении к их капиталам миллионы долларов, потраченные на приобретение шприцев и презервативов для Южной Африки, меньше тех двадцати баксов, которые старушка-пенсионерка переводит на поддержку Израилю. Что касается вещей, мебели, посуды и пр., передаваемых в синагоги, церкви и Армию Спасения, то будьте честны сами с собой — передается и отдается только то, ЧТО НЕ НУЖНО ВАМ САМИМ. То, что «захламляет и загромождает» вашу квартиру. Выбрасывать жалко, самим НЕ НУЖНО, вот вы и отдаете. Я что-то не припомню случая, чтобы кто-то купил новый телевизор или новый костюм и отвез его прямо из магазина в Армию Спасения. А уж если и найдется такой филантроп, то, поверьте, аккуратно приложит чек из магазина и квитанцию из Армии Спасения к своей ежегодной налоговой декларации. Так что, оставьте разговоры о «последней рубашке», о щедрости для детей младшего школьного возраста…
А упомянутая старушка с двадцаткой в помощь Израилю? Это же противоречит всему сказанному… Отнюдь! Этой двадцаткой старушка ПОКУПАЕТ свое душевное равновесие и чувство гордости за сопричастность к помощи великому народу. Что само по себе уже унизительно… Для народа, принимающего эту двадцатку…
Так что все мы – жадины-говядины. Просто научились это скрывать и красиво декорировать всякими умными словами. Дети намного честнее. У двух-трехлетнего малыша может быть тьма всяких красивых и дорогих игрушек. А на площадке, в песочнице он тянется и пытается отнять самую неприхотливую лопатку у такого же, как и он, пацана. При этом охотно отдает дорогую, навороченную, но НАДОЕВШУЮ ему игрушку. Он не жадный и не щедрый. Он – обычный. Такой же, как все мы. Только честнее нас.
Так что нет ничего плохого в том, что ты не хочешь ни с кем делиться всем своим нажитым и заработанным.
Как видите, жадность тоже не совсем порочна…
Я бы мог коснуться любого из многих десятков человеческих пороков. По алфавиту — от «Агрессивности» и «Похоти» до «Цинизма» и «Эгоизма». И попытаться доказать, что все это – не более чем сложившиеся стереотипы на примитивном уровне «Что такое хорошо и что такое плохо». Что наши так называемые «пороки» пороками не являются, что каждый из них не менее важен и не менее необходим, чем так называемые «добродетели».
Впрочем, может, у вас другое мнение?.

  1. uZver

    Автору респект, правда жизни. Только многие не приемлют, стараясь врать самим себе 😐 😐

  2. Раздолбай

    Garret, ага! Пиздеть, не мешки ворочать.

Добавить комментарий