Да, приходится отмечать, что многие люди тоскуют не об СССР, а о своём детстве. Однако есть такие моменты, которые действительно ушли в прошлое вместе с исчезновением СССР. Я не беру глобальные факторы, связанные с переменой общественного строя. Я имею в виду фоновые моменты, то есть те, которые оформляются в виде ностальгических воспоминаний, ибо человек (если он нормален) вспоминает свой Город Детства с позиций: «А ты помнишь пломбир по 48 копеек?», а не лезет в справочники с целью уличить грязный капитализм и возвысить благоуханный социализм. Вот чего мне лично сейчас не хватает?
1. Хорошая игра актёров в хорошем кино.
Можно сколько угодно расхваливать масштабные блокбастеры со спецэффектами (не хуже Голливуда), можно даже громко крикнуть, что современное российское кино не уступает ни западному (в красоте актрисок), ни советскому (в психологизме), однако, всё это будут только вопли. Потому что даже самый удачный фильм из отснятых за период 1991-2010 мы не смотрим более одного раза. Напротив, все праздничные телепрограммы забиты неувядающей Калугиной, швыряющей бумагами в Новосельцева и Раисс Захаррной, охмуряющей Васю Кузякина. Что, нечего показывать? Есть чего. Но вот это можно смотреть вечно. Кино начало стремительно портиться как только начались наскоки на цензуру. Потому что цензура, госприёмка воевали не только с голыми задами и антисоветскими прибаутками, но и с халтурой.
Советские фильмы 1960-1980-х годов, даже, если речь в них шла о недоперевовыполнении плана в леспромхозе имени Красного Ильича, всё равно можно смотреть. Потому что они там играют хорошо и свои ватники носят вполне убедительно. Сейчас же, какой фильм ни возьми, актёры не владеют самым главным качеством — они не умеют или же — ленятся играть. В глазах — полное равнодушие и отсутствие образа. Какая, право, разница, кого изображать? В утреннем сериале он — рецидивист Димон, а вечером — виконт де Бражелон. Но лучше всего у него получается офисный планктон, потому что скука на лице, так подходящая для оного образа, — это и есть его нормальное состояние. Тогда актёр был штучным товаром, теперь это, скорее, ремесло, чем искусство. Раньше «известными» в прессе назывались реально знаковые фигуры кинематографа, теперь актёру можно плохо играть в плохих сериалах и при этом звездить на всех обложках. Более того, сейчас даже старая гвардия не спасает ситуации — от того, что Крючкова или Джигарханян продолжают играть, как и 30 лет назад, картина лучше не становится. Тому пример — участие И.Чуриковой в очередной мега-халтуре С.Дружининой «Виват, Анна!»
2. Всегда хорошие новости и телеведущие с человеческими лицами.
…По телеканалу «Ностальгия» каждый вечер крутят старые выпуски программы «Время». Хорошо поставленные голоса аккуратно одетых людей, доброжелательные (хотя и официозные) интонации, и, наконец, позитив. Современные новости пугают, долбят, портят настроение — убили такого-то, взорвалось то-то, завалилось там-то. Советские новости поражали своим неиссякаемым оптимизмом — планы перевыполнялись, свекловоды и хлобкоробы поддерживали мирные инициативы Л.И. Брежнева, а в новом дворце пионеров шла подготовка к слёту. Можно сколько угодно говорить о том, что народу недодавали правды, не показывали взрывающихся шахт и скрывали подвиги известных маньяков, вроде Сливко или Чикатило. А вот надо ли это народу? От того, что сейчас 99% новостей нагнетают негатив, никто не становится счастливее. Напротив — все чего-нибудь постоянно боятся. Современные новости ловят на крючок, тогдашние были спокойны и существовали неким фоном. У большинства людей целый день работало радио — оно что-то вещало. Фон не раздражал. Он был, скорее, приятен.
Да и вообще всё Сов-ТВ было весьма респектабельным, выдержанным, многажды проверенным. Телеведущие всех программ, как и актёры, являлись штучным товаром — они смотрелись как небожители, как люди с другой планеты. Их голоса вселяли уверенность, их наружность была лощёной, а не вульгарно-сексапильной. Это были не губасто-скуластые цыпаньки неизвестного пола и вечно-двадцатилетнего возраста, а взрослые, хорошо воспитанные люди без порока на лицах. Да, конечно, многие советские телепрограммы были скучноваты, им не хватало драйва, креатива, ещё чего-нибудь забойного, но лично мне сейчас очень не хватает размеренных голосов и нормальных лиц на ТВ. Видимо, редакция канала «Ностальгия» понимает, что этого не хватает не одной Зине-Корзине, а сотням и тысячам телезрителей. Потому и запускает каждый вечер старые новости про то, как «космические корабли бороздят просторы Большого Театра». Иначе говоря, если завтра с ТВ погонят всю эту крикливо-лупоглазую братию, крашенную пёрьями и снова явят миру дядечку в сером пиджаке, я буду рада.
3. Патриотические песни.
Советская официальная эстрада была убога, тускла и уныла — натужная радость волосатых ВИА никак не передавалась слушателям, посему все предпочитали заграничное диско. Однако плакатно-официозные песни про БАМ, Ленина и комсомол и тем более — про войну и Победу ни у кого не вызывали томительной скуки, сопряжённой с комплексом общенародной неполноценности. Потому что это была сила! В этих песнях изначально закладывалась такая мощная энергетика, которая позволила им пережить тот общественный строй, который они обслуживали. К тому же, эти песни тоже оказывались штучным товаром — их нельзя было делать плохо. Халтурные эстрадные поделки проходили по разряду «низкий жанр» и к ним особо не придирались. А вот попробуй написать хреновую песню о Ленине! Эти песни должны были зажигать, а не просто тоскливо журчать из радиоточки. Именно поэтому большинство людей с зевотой выключали всякие «Носики-курносики», но врубали погромче официозные творения Пахмутовой. Можно было не любить Советскую Власть, но при этом восхищаться напором этих песен. Говорят, что для создания таких композиций нужна во-первых, чёткая идеология, во-вторых, вера автора в торжество данной идеологии…
4. Вкусный шоколад и вкусное мороженое.
Многие из нас констатируют — современные шоколад и мороженое стали невкусными не потому, что мы повзрослели/заматерели (полюбили шашлык под пивечко), а потому что современные шоколад и мороженое действительно стали невкусными. В своё время мы мечтали надкусить все буржуйские лакомства, поражавшие наше воображение цветом, формой и разнообразием. Сейчас в ларьках и магазинах навалом всяко-разных эскимо и пломбиров, шоколадных наборов и батончиков на любой вкус. Вернее, вкус у всего это один и тот же — Е-232. Я время от времени покупаю мороженое и…не ощущаю того вкуса, который должна иметь, к примеру, «Лакомка». Она сделалась водянистой, сладковатой и совершенно не питательной. Нет-нет, калорийность, как раз, на месте. Жиров там по-прежнему, вагон. Однако раньше «Лакомкой» можно было просто обожраться. То же и с шоколадом — видов много, вкус один и при этом можно смолотить целую плитку и не почувствовать насыщения. Шоколад и мороженое напоминают…всё те же сериалы, с которых мы начали сегодняшний разговор. Оно никакое. Оно только называется, но при этом не отвечает заявленным характеристикам. Я не знаю, есть ли смысл в таком разнообразии? Может, лучше два вида, но они будут съедобными?
Разумеется, у каждого из вас будут свои пункты и своя ностальгия. Многие скажут, что лучше уж дурацкие программы с дурой-ведущей, но по ТВ можно посмотреть всё, что угодно, включая всё те же советские фильмы. Пожалуй, да. И шоколад можно трескать швейцарский, и фильмы смотреть американские, и патриотические песни петь старые, благо их насочиняли очень много. Всё можно. Главное понять — что лучше: проблема дефицита или проблема выбора?
http://zina-korzina.livejournal.com/384329.html
Умная баба.
Ога. По полочкам все разложила. Я "за".