В Москве побывала делегация телевидения Токио — одной из крупнейших частных телекомпаний Японии. Предметом интереса японцев был Чебурашка и его “отцы” — писатель Эдуард Успенский и художник Леонид Шварцман. Создатели неведомого зверя утрясали детали контракта, согласно которому в Японии будет снято пятьдесят получасовых серий новых приключений Чебурашки и компании. Обозреватель “Известий” Антон ПОМЕЩИКОВ встретился с Эдуардом УСПЕНСКИМ и продюсером проекта с японской стороны Кийо МИЦУКО.
В офисе Эдуарда Николаевича на Миусской площади всюду лежат Чебурашки и снуют японцы. Если точнее — Чебурашек раз в двадцать больше, чем японцев. По углам сложены многотомные собрания сочинений про Чебурашку на десятках мировых языков. На столе в гостиной — ноутбуки, здесь кипит совещание, согласуются детали контракта, согласно которому японцы должны наладить производство не только новых серий приключений Чебурашки, но и выпуск сувениров, кукол, наклеек, книжек и прочего. На кухне варятся пельмени, а в холодильнике охлаждается водка “Салют!”. “Традиционное русское гостеприимство”, — поясняет Эдуард Николаевич. “Сначала Чебурашкой заинтересовались наши еврейские ребята из Америки, — кратко рассказывает он историю иноземных приключений своего героя. — Они приехали сюда, взяли у меня права года полтора назад, затем стали искать деньги у наших больших миллионеров. Нашли, но когда приступили к съемкам полнометражного фильма про Чебурашку, выяснилось, что этой суммы хватает только на половину кино. И спонсоры отказались от проекта. После этого права у них перекупила японская фирма и хотела было приступать к работе над мультфильмами, но сейчас Чебурашкой заинтересовалась еще более крупная японская компания — токийское телевидение. Они хотят сделать пятьдесят серий по тридцать минут. Это будет программа типа ”Улица Сезам“, развлекающая и обучающая. Чебурашка японцам нравится таким, какой он есть. Образ его не должен измениться. В Москве уже побывал японский художник, который будет работать над персонажами сериала. Он встречался с Леонидом Шварцманом, нарисовавшем Чебурашку, — Шварцман будет худруком всего сериала. Хотя чего я вам все пересказываю? Давайте лучше японцев побеспокоим, чтобы из первых уст все”.
От компьютера Эдуарда Николаевича, вокруг которого располагается тьма технических устройств, мы перемещаемся в гостиную. На кресле у окна возлежит виновник суеты — огромный Чебурашка. Продюсер, очаровательная японка Кийя МИЦУКО, отрывается от коллег, чтобы рассказать “Известиям” историю своей любви к Чебурашке.
— Почему, на ваш взгляд, японцы полюбили Чебурашку? Потому ли, что он похож на Покемона?
— Покемона и Чебурашку я бы не сравнивала — это совсем разные герои. В Японии Покемонов любят дети, а Чебурашку полюбили девушки и женщины 20-30 лет. Причин любви японцев к Чеби много, в том числе — экономических. Дело в том, что Япония долгое время переживает экономический спад. Проблем в каждой семье было немало. Чебурашка — как новый герой, как персонаж — нравится людям, потому что он поднимает настроение. К тому же он появился в советские годы: когда мы смотрим на Чебурашку, то чувствуем светлую грусть, печаль по тем временам. С другой стороны, он положительный герой, он забавный, он поднимает настроение. Его публика — японские девушки и женщины — говорит, что он дает им энергию. Те, кто любят Чебурашку, говорят, что любят его не только потому, что он симпатичный. Им нравятся сюжеты мультфильмов, они обращают внимание на движения кукол, а в Японии к куклам отношение особенное, наши куклы — это часть древней истории. Так что фанаты Чебурашки — это не просто любители мультфильмов с симпатичными героями, это маньяки деталей. Поэтому новую серию приключений Чебурашки, которую мы планируем сейчас создать, мы будем делать с помощью россиян, и мы понимаем, что это достаточно сложная задача. Поскольку, с одной стороны, нам нужно сохранить его обаяние, его черты характера, всю прелесть оригинала. А с другой — сделать так, чтобы его поняли и полюбили современные дети в Японии и других странах.
Кстати, многие из тех, кто полюбил Чебурашку, потом приезжают в Россию, потому что они хотят посмотреть на страну, которая родила такого героя.
— Вы здесь уже бывали?
— Нет, я первый раз приехала в Россию. С одной стороны — с коммерческой целью заключить контракт на создание сериала. С другой — мне тоже интересно было посмотреть на родину Чебурашки. И, кажется, я начинаю больше понимать его и больше понимать вашу страну.
Кроме того, я знаю, что господин Успенский создал много других героев, и надеюсь, что после успеха, с каким Чебурашку встретят в Японии, мы сможем познакомить наших зрителей и с другими его персонажами, чтобы японцы знали больше о самой России.
— Помогает ли японцам в этом группа “Тату”?
— А-а-а! (Смеется.) Их нельзя сравнивать — они же совершенно разное настроение несут! Все дело в разнице лет — когда родился Чебурашка и когда появились “Тату”. “Тату” — герои нынешнего времени, а Чебурашка — он же из прошлого.
— Расскажите о сериале, который вы собираетесь снимать. Чему Чебурашка будет учить японцев?
— Это самый сложный вопрос. Как раз сейчас мы обсуждаем различные идеи, и пока я сама не знаю, о чем будет первая серия. Мы очень надеемся, что с нами будет сотрудничать Эдуард Успенский. Кроме того, для нас очень важно привлечь к работе художника, Чебурашку нарисовавшего, — Леонида Шварцмана. После того как мы согласуем новые истории со всеми “отцами” Чебурашки, я смогу рассказать вам об этом. Но вряд ли мы будем переносить действие сюжета в Японию…
— А где же будут происходить события?
— Вроде в России. Скорее — в условной стране, да даже и не в стране, а просто где-то. В нынешнем мире границы исчезают. Поэтому детям не столь уж важно, в какой стране разворачивается сюжет.
— Чебурашка переезжает в Японию со всеми остальными героями — с Геной, Шапокляк?..
— Да. И, кроме того, наверное, будут новые персонажи. Это могут быть японец, американец, персонаж любой расы, из любой страны.
— Носит ли уже популярность Чебурашки в Японии массовый характер?
— Вы знаете, когда в 2001 году у нас его увидели впервые, мультфильмы показывали в небольших кинотеатрах и в общей сложности их посмотрели 700 тысяч зрителей. Все наши специалисты и профессионалы из анимационного бизнеса его знают точно. И среди них мультфильмы получили очень высокую оценку.
— Когда вы планируете выпустить сериал на экраны?
— Хочется, чтобы к осени будущего года уже были бы показаны новые серии.