Знаете, иногда таки хочется совершить скромный экскурс в прошлое. В прошлое страны которой нет. Нет эпохи, но есть еще, слава крепкому здоровью, люди. Живые, помнящие люди, чьи незамысловатые тушки проводили в очередях все свободное время. И как дети радовались встречи с продавцом — лучшим другом любого человека. Не говоря уже и об инженерах.
Говорят в Ёбурге в магазинах появляются таблички с информацией о том, что отпуск некоторых товаров, в частности маслица, производица строго ограниченным количеством. Так мы и до мышей доебемся, как в том анекдоте. Точнее до продовольственных карточек. А там где бумага решает объем товаров — людишки плесенью состроят очереди на полотне магазинов.
Да, это было наверное здорово. Здорово потому, что в те времена, когда за хлебушком приходилось отстаивать часами, я был еще младенцем. Бегал в школу. Таскал девчонок за косы и иногда, по просьбе матери или бабушки, мчал в лабаз занимать очередя. Помню как в райноную булочную завезли конфетки — Bon Pari. Разноцветные сосалки, казавшиеся лучше барбарисок. Очередь образовалась неимоверная. Более 500 м. И мы стояли. Все. Весь район — друзья, знакомые. В очередях кто-то решал проблемы, кто-то консультировался, травил анегдоты и просто глупо смотрел вниз, ожидая наступления своей очереди.
А очереди за пивом и квасом? Очереди за водкой и вином? Какие типажи остаивали право на законные пол литра. Где вы сейчас и кто подает вам воды? Эххх… а ведь были развлечения. Старшие товарищи развлекались в очередях сущим бесовским способом. Маленькая девочка протискивалась между ног трубогорящих горожан, аккуратненько щипала кого-нить за жеппу и мгновенно исчезала. Причем ущипанный грешид на соседа и в самом лучшем дня нас случае разгоралась драка. На фоне социальной вражды между соседями по несчастью.
Но надо было видеть умиление, счастье, гордость за собственное терпение человека, который отхватив положенный товар с высока смотрел на тех кому еще предстоит его получить. — Жалкие, ничтожные личности!!! — думал про себя счастливый покупатель. И был таки прав. Поскольку множества страданий, унижений и попросту времени, приходилось терпеть и терять для того чтобы получить заветный кулек или бутылку.
Не стоит думать, что только продовольственные товары были в цене. Очереди скапливались в учреждениях. Да что там говорить, они и сейчас остаются одним из критериев, по которым я предпочитаю не суваться туда. Жэки, паспортные столы, гос учреждения и прочая бюрократия совка делают и по сей день свое грязное дело. А вы помните очереди в недели? По записи. Отмечаться каждый божий день. И не дай бох ты пропустишь — пиши пропало. Так и сейчас, к примеру, когда я получал загран пасспорт мне пришлось потратить неделю драгоценного времени. Ну и пусть, я получил тот экспириенс, который и наводит на приятно-неприятные воспоминания.
Перестройка. Развал союза. Голод. Зима — открытие первого ресторана быстрого питания. Западный ветерок надул на пушкинскую площадь. Толпы народу. Километровые очереди словно закрученный хвост ядовитой змеи. И долгожданное приближение к дверям, где так аппетитно изображена котлета, покрытая со всех сторон мягкой булочком. Ммммммммм… Вам смешно! Но это был праздник. Праздник свободы и возможности почувствовать себя человеком. Боже мой, какой вздор и нелепица, но это было действительно так. Разноцветные стаканчики, палочки для размешивания чая с символикой заведения. Красочная оберточная бумага для бутербродов — ведь этого всего никогда не было в союзе. Хыхы, трудно себе представить, но у меня по-моему до сих пор в ванной стоит тот стакан из макдака 91 года, и в нем до сих пор размещаются зубные щетки. Каждое утро — привет из прошлого!
Да, друзья, тут уж никак нельзя обойти медицинские учреждения. Стонущие бабки. Бабки повсюду. Они везде. Они воняют, ноют, обсуждают болячки и большинство из них имеет приоритет на то чтобы попасть к врачу. Особенная категоря граждан. И везде блат, блат, блат.
Помню в те времена самым хорошим другом семья считался тот, кто имеет отношение к торговле продуктами массового потребления. Самый нужный человек стоял за прилавком. Его боготворили. Его почитали. Ему молились и его просили. А он доставал. Сыр, колбасу, мясо, одежду. Одежду, которую сестра могла донашивать за братиком, и наоборот. И жили, а хуле…
Жизнь ведь самое ценное что у нас было, не считая виртуальной свободы, которая пришла с новой эпохой и новой страной. Именно той, что сейчас мы с вами наблюдаем.
Быть может повышение цен отразиться на образование очередей. Может быть снова начнутся геморой и нехватка. Но, думаю, вряд ли в стране может повториться то, чего так ненавидили люди той эпохи, и то, что мы сейчас вспоминаем с улыбкой на глазах — прошли и будет…