…Итак, Электроник/Сыроежкин, а также Макар Гусев, Ури, профессор Громов и ещё рыжий мальчик, который не Рыжиков, а Чижиков. И «Крылатые качели» — песня, ставшая символом счастливого советского детства, красивым гимном «застойному» благополучию 1970-х. «Приключения Электроника» приняли все и сразу — уже после 1-й серии девочки разделились на тех, кому нравится Сыроежкин, а кому — его электронный двойник. Некоторые доходили до того, что писали письма артистам — Володе и Юре Торсуевым в надежде на взаимность. Тысячи эрдельтерьеров были названы Рэсси — в честь собаки Электроника, причём хозяевам было всё равно, какого пола была их эрделька — Рэсси звучало бесполо-универсально. Телевизионная премьера фильма состоялась в мае 1980 года, скоро начнутся каникулы. Впереди Олимпиада-80, мир безоблачен, модные девушки носят штаны-бананы и слушают «АББу».
Итак…
1. Создатель и его креатура.
Итак, профессор Громов — «отец» Электроника. Авторы фильма, то ли намеренно, то ли случайно выбрали на эту роль именно Николая Гринько, сыгравшего другого знаменитого «креатора» — Папу Карло. И Буратино, и Электроник изначально создавались «на радость людям» — один задумывался — как подспорье в уличном шоу-бизнесе, другой — как универсальный робот, которого можно использовать даже в качестве Робертино Лоретти. Оба «человечка», желая жить по-своему, сбегают в Большой Мир. Оба — из-за своей доверчивости — попадают на удочку к преступникам. Оба обладают возможностью открывать потайные дверцы — один с помощью Золотого Ключика, второму это дано, согласно изначальных ТХ.
На этом сходство Буратино и Электроника заканчивается, ибо один из них — полено, у другого — «…просто контакты платиновые», один — глуп и создаёт ситуации, другой — невыносимо умён и тоже… создаёт ситуации.
2. Заинтересованная сторона.
Помните, с чего начинается фильм? Руководитель преступного сообщества Стамп требует доставить ему многофункционального робота, чтобы использовать его в качестве соучастника очередных ограблений. Что удивительно? То, что главарь зарубежной мафии знает об Электронике больше, чем кто бы то ни было. Профессор Громов несколько раз подчёркивает, что об Электронике ни у кого сведений нет — он, что называется, строго засекречен. Иначе говоря, засекреченные разработки каким-то образом «утекли» за рубеж и мало того — стали достоянием преступников. Дальше — больше. Откуда-то появляется новенький уголовничек — Ури.
-Что ты умеешь?
-Всё.
Ури сильно отличается от своих коллег — он подтянут, привлекателен, неутомим, бесстрастен, но при этом не лишён остатков совести и даже — сентиментальности. Он спокойно проникает на территорию СССР, беспроблемно натурализуется и также беспроблемно вывозит Электроника в свою капстрану. Не правда ли, он слишком хорош для банды? Более того, в своей песне Ури констатирует, что он с дества «обожал приказы». Люди, обожающие приказы, не оседают в бандах, а идут в иные структуры. Не кажется ли вам, что Ури — это какой-нибудь James Bond, который должен добыть Электроника и заодно развалить непотопляемую мафию? Не через него ли к Стампу просочилась информация об Электронике? К тому же, в 3-й серии Ури хочет бежать, прихватив с собой Электроника.
Возникает вопрос — кем являлась ассистентка профессора Громова? Между нею и Ури произошёл любопытный диалог.
«-Ой, вы кто? А…«Мосэнерго»?
-Суперкарго».
Во-первых, это не Москва, во-вторых, при чём тут суперкарго? Суперкарго — это спецтермин морских грузоперевозчиков; доверенное лицо фрахтователей, сопровождающее судно для наблюдения за приемом и сдачей грузов. Всё это выглядит, как пароль и ответ на пароль.
«-Это у вас продаётся славянский шкаф?
-Шпион Петров живёт этажом выше…».
3. Реклама математики.
Современные фильмы полны скрытой рекламы, в советских всё было сложнее, хотя вот «Гостья из будущего» рекламировала кефир, а «Берегись автомобиля» — машину «Волга». «Приключения Электроника» не рекламируют, казалось бы, ничего, ну, разве что мотоциклетный шлем, защитивший Ури от удара штанги. Однако фильм полон иной рекламы — можно сказать, социальной. Ибо рекламируется школьный предмет — математика. Не знаю, как у вас, но у меня именно после «Электроника» возник стойкий интерес к точным наукам. Вернее, мне показалось, что математика — это круто, нечто вроде фирменных джинсов или французских духов. И я, сугубо гуманитарный ребёнок, очень долго и весьма искренне любила алгебру.
Математика в «Приключениях Электроника» подана грамотно и вкусно. Во-первых, учитель математики в исполнении Е.Весника, — единственный препод, которого дети принимают всерьёз. Остальные — в разной степени комичны и даже немного жалки. Во-вторых, Электроник впервые демонстрирует свои таланты именно на примере геометрии. Причём, сцена с теоремой Пифагора снята красивее и убедительнее, чем пение голосом Робертино Лоретти — красивый голос пленил меньше, чем 20 способов доказывания теоремы. В-третьих, создатель Электроника сам по себе не мог быть гуманитарием и вся эта история — такая же «…повесть-сказка для научных работников младшего возраста», как и «Понедельник…» братьев Стругацких.
Ещё один интересный момент — фильм делает рекламу…отличникам. Как правило, героями детской литературы и детского кино выступают всевозможные Томы Сойеры и Незнайки. Подразумевается, что только хитроумный, весёлый двоечник (на худой конец — троечник) способен увлечь своими приключениями. А у отличника — самое большое приключение — это когда его мутузят в подворотне и на прощанье дают по голове скрипочкой (или уж сразу — виолончелью). В «Приключениях Электроника» ненавязчиво рассказывается история безбашенного Серёги, который под влиянием обстоятельств меняется в лучшую сторону. Песня «Мы маленькие дети, нам хочется гулять…» перестаёт быть для него формулой бытия. В фильме показано, что такой человек становится попросту никому не нужен.
4. Противостояние систем.
Советское кино, как известно, должно было показывать превосходство нашего строя над ненашим. Не явились исключением и «Приключения Электроника», ибо воруют мальчика-робота не наши уркаганы, а зарубежная мафия. Разумеется, это было показано для контраста, ибо советский мир в фильме изображён, как бесконечно солнечный, светлый и правильный. Если вы помните, в «Приключениях Электроника» очень много света. Но это только когда в кадре — СССР. Дикий Запад показан исключительно ночью, вечером или в рассветном тумане. Самое яркое пятно — белые джинсы Владимира Басова. Всё остальное, включая людей, серо и тускло. Собственно, они там у себя даже воровать не умеют без наших роботов. У них и часы на башне 100 лет не работают — их Электроник починил, ибо некому.
Песня, которая звучит в момент триумфа Электроника, тоже показательна:
«Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне:
Будет, будет даль светла!
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утром весело открой!
Окна утром настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони».
Конфликт света и тьмы, вчерашнего с завтрашним и — светлого социализма с мрачным капитализмом…
Вместе с тем, в фильме нет никаких признаков советской системы, кроме пионерских галстуков, и вообще, вся жизнь слегка похожа на коммунизм — такая тихая, прекрасная, но, вместе с тем — насыщенная. Помните, сцену в игрушечном магазине? Ощущение, что игрушки детям не продают, а именно — раздают. И школа у Сыроежкина какая-то слишком шикарная, почти футуристическая. Ну, ладно, не коммунизм, а — «закрытый город», где почти все люди — физики при погонах и снабжение — лучше, чем в Москве. (Кстати, Вы заметили, как мало людей и машин в этом городе? Типичный город «почтовых ящиков».) Дети в фильме — почти идеальны по своим душевным качествам, исключение составляет глупая Кукушкина, однако, и она в конце концов исправляется. В показанной среде невозможно представить развитие событий с духе «Чучела»…
Так вот, помимо того, что этот фильм — реклама математики, он ещё и реклама советского образа жизни. Ненавязчивая, некрикливая и без_лозунговая. Просто у них — всегда темно и воры, а у нас — много света и математика.
5. Блондины и брюнеты.
Многие помнят, что братьев Торсуевых для этого фильма выкрасили пергидридрольной краской: от природы они — тёмные шатены, почти брюнеты. Я не читала книжку Евгения Велтистова, поэтому не знаю, было ли это перекрашивание нужно по сюжету или — нет. Однако герой-блондин почему то всегда оказывался предпочительнее. (Вспоминается случай с Леонидом Утёсовым, выкрашенным для фильма «Весёлые ребята»). Здесь — тоже. Положительной девочке-блондинке с идеально-солнечным именем — Майя Светлова — противопосталена смуглая брюнетка — Зоя Кукушкина. Оптимизма добавляют классические «рыжие» — Макар Гусев и Чижиков. Этим, вероятно, тоже создавался дополнительный «источник света» в картине.
6. Отцы и дети.
Этот типовой конфликт, воспетый некогда Иваном Тургеневым, в «Приключениях Электроника» получает интересное освещение. Во-первых, интересна (но в чём-то и типична) семья главного героя — Серёги. Мама, судя по тому, что у неё можно взять словарь с латинскими терминами — интеллигентка (хотя, возможно, она простая медсестра). Папа — сугубо пролетарий, дальнобойщик. Своего сына, в принципе, понимает, ибо сразу видно, что сам он такой же. Ему, в отличие от интеллигентной мамы, сын-электроник как-то не очень приятен, хотя, формально он и рад сыновним пятёркам. Что бросается в глаза? Родителям некогда воспитывать сына, хотя заметно, что мама работает посменно (она несколько раз появляется дома днём). Семьи других ребят показаны в сцене родительского собрания — посмотрите: дети получились копиями своих отцов и матерей. Очень интересен и рефрен: «Пора заканчивать с тайнами!»
7. Светлое будущее?
«Только небо, только ветер,
Только радость впереди…»
Сейчас модно рассуждать на тему — как могло выглядеть будущее героев того или иного советского фильма после Перестройки? Хочется, конечно, предположить, что Сыроежкин сделается компьютерщиком, а не рэтекиром, а красивенькая девочка Майя — не стриптизёршей, а тренершей. И что Макара Гусева не убьют ни в Афгане, ни в «криминальных войнах» и что учитель математики не будет собирать бутылки. Также хочется верить, что Кукушкина всё-таки займётся спортом (как посоветовал ей физрук) и вообще выйдет замуж за поумневшего Сыроежкина. И что Электроник с горя не уедет в Америку и не превратится там в Терминатора.
http://zina-korzina.livejournal.com/299089.html
Какое горе может быть у Электроника? Он же робот, бля! 😐