Алессандро Морески (Alessandro Moreschi) был одним из последних певцов-кастратов и единственным, чей голос записан на фонограф.
Алессандро Морески родился в 1858 году, а двенадцатью годами позже, в 1870 году, кастрация мальчиков для воспитания вокалистов была официально запрещена. Таким образом, Морески крупно не повезло: в то время, когда он был готов к занятиям вокалом, все старые учителя пения для подобного типа голоса (который сам по себе уже практически прекратил своё существование) уже, грубо говоря, вымерли. Тем не менее, в 1871 году Морески начал своё обучение в Scuola di San Salvatore в Лауро, затем стал студентом органиста и церковного композитора Гаэтано Капоччи. В 1883 году он поступил в Сикстинскую капеллу (по сути – приватную капеллу Папы Римского), где в качестве солиста и дирижёра и прослужил тридцать лет.
Конечно, прежде всего, возникает вопрос: в какой степени записи Алессандро Морески могут помочь нам составить впечатление о пении великих кастратов прошлого? Естественно, точно на этот вопрос ответить никто не в состоянии. Во-первых, мы не слышим здесь тех безумно-головокружительных фиоритур, что утверждали славу кастратов-виртуозов на оперной сцене; статус певца Папской капеллы не позволял Морески исполнять ничего, кроме довольно малоинтересной церковной музыки XIX века.
Во-вторых, лишённый возможности получить навыки настоящей вокальной школы, Морески демонстрирует не вполне совершенную вокальную технику. Хотя возможно, что недостатки вокала можно списать и на возраст певца: в то время ему было немногим более сорока лет, но истории известно множество случаев скорого вокального «старения» кастратов, что – с точки зрения физиологии – можно объяснить воздействием мощного дыхательного аппарата крупного мужчины на нежные «мальчишеские» голосовые связки. Ведь писали когда-то в «Dizinario Universale dei Musicisti», что «[Морески] благословлён голосом необычайнейшей красоты»; ещё ему был присвоен титул «ангел Рима».
Тип голоса называется контр-тенор, и совсем никто из преподавателей не вымер. Если интересно, послушайте как поет Andreas Scholl. Их, правда, уже не кастрируют.
artisan, да, но он не был контр-тенором. Если честно, на меня эти песни смертную тоску наводят. Я и хотел дать предупреждение, что не для слабонервных, но не стал. Я мучался, вот и вы помучайтесь 😐
Зябл, превед! 😐
Если яйца обрежут и не так запоёшь. 😐
Зябл, именно контр-тенор. Мужской голос в вокальном диапазоне сопрано называется контр-тенор.
А этот действительно был известен "воздыханиями", короче, тоска да и только. Я только Аве-Марию запел—сразу выключил. 😀
мне пох 😐
Раздолбай, привет!! Я ведь что, я же просто любопытный.. Ну заинтересовался.. Ну вот Фаринелли, великий кастрат, женщины просто ложились, ну и ноги раздвигали, но не об этом, мы же не выдадим дам.. Ну потомство они не могли произвести, но сексом могли заниматься. Потому и пользовались успехом. Ну я опять не о том. Просто любопытно стало, послушать… Ну оказалось, что единственная запись осталась только от Морески. Ну скажу, разочарован.. Ожидал большего. Думал ого!! А тут, плакать хочется…
Ну опять же, как говорили современники, он не особенно одарённый был. Я опять чего-то пропустил…
Вообще мне вторая песня больше всего нравится. Но вот сопоставить с фотографией не могу… Да и голос тоску вызывает. Уж не знаю, как там Фаринелли был.. Может и лучше Баскова.
По крайней мере Александр Градский не поёт как женщина или мальчик и мне это больше всего нравится.