9 февраля 1887 года родился легендарный начдив Василий Иванович Чапаев. Несмотря на то, что в работах современных историков и публицистов роль Чапаева в истории Гражданской войны была признана не адекватной его культу, сложившемуся в Советском Союзе, он продолжает оставаться одним из самых известных красных командиров той эпохи. Он, безусловно, был героем, кровью выслужил полный бант Георгиевских крестов и звание фельдфебеля, старшего унтер-офицера.
Чапаев принадлежал к числу тех выдающихся военачальников, народных героев-самородков, наличие которых в рядах Красной армии было одной из составляющих ее побед.
Фото: Чапаев в молодости и без усов
Ну и, конечно, анекдот про Василия Ивановича:
Переплывали Чапай с Петькой через реку Урал, да только их волной сначала в океан смыло, а потом на остров выбросило. Схватили их дикари и говорят:
– Проверим, какие вы славные воины! Дадим вам 13 испытаний. Если хоть одно не пройдете – кутумбака и в плов! Завтра первое испытание – стрельба из лука.
Начали пленники лук мастерить. Сделали кое-как, а стрелять из него не умеют. Пошел Чапаев тогда умыться к реке и случайно зачерпнул маленького лягушонка. Тот вдруг и говорит:
– Отпусти меня, дяденька. А я любое одно твое желание исполню!
– Хочу метко стрелять из лука, чтобы попадать в «яблочко» в любые цели и на любые расстояния!
– Будь по твоему!
Чапай возвратился к Петьке, но про лягушонка ничего не стал тому рассказывать, решил, что опосля.
На следующий день дикари, как увидели кривоколенный лук Чапаева, чуть не померли со смеху. А Василий Иванович поставил Петьке яблоко на голову, отошел на 100 метров, завязал себе глаза и начал натягивать тетиву. Петька стоит ни жив, ни мертв: что Чапай удумал, если стрелять не умеет?
Выстрел – и стрела попадает точно в яблоко! Дикари – в офиге, заткнулись сразу!… А Чапаев давай изгаляться: и спиной стреляет из лука, и одной рукой, и ногами. Во все попадает, куда ни покажут!
После испытания Чапаев рассказал Петьке про лягушонка и говорит:
– Вот так вот, Петька! Первое испытание прошли, и другие двенадцать сдюжим!
А Петька странно смотрит на него и говорит:
– Василь Ваныч, а вместо лука нельзя было попросить, чтобы мы с острова сразу слиняли?..